На главную
Форум
Чат
Flash - темы
Фотовыставка
Планетарий
Литература

Чары на ветер       
Русское чародейство


  -1. ДРЕВНИЕ РУССКИЕ СКАЗАНИЯ Старые записи грамотных людей, дошедшие до наших времен, уверяют нас в давности тайных сказаний русского чернокнижия. Они, как вековые памятники, указывают нам на времена и обстоятельства, среди которых являлись люди с предрассудками и заблужде¬ниями. Прочитаем эти записи. «Лета 6632 (1124) восташа Волсви лживие в Суздале, избиваху старую чадь, бабы, по диаволю поучению и бе- сованию, яко сии держат гобино и жито, и голод пуща¬ют, и бе мятеж велик, и глад по всей стране той, яко же мужу своя жена даяти, да ю кормят себя челядином. Прииде Волхв прельщен бесом, и пришед к Киеву (в 1071 г.), глаголаше сице: поведая людем, яко на пятое лето Днепру тещи на вспять, а землям приити на иная места, яко стати Греческой земли на Русской, а Русской на Греческой, и прочим землям изменитися, его же невегласи послушаху, вернии же насмехахуся, глаголюще: бес тобою играет на пагубу тебе. Се же и бысть ему; во едину убо нощь бысть безвести. Беси бо, подтокше, на зло водят, по сем же смеются, ввергши в пропасть смертную, и научивши глаголати, яко се скажем бесовское научение и действо1. Бывши бо единою скудости в Ростовстей области, востаста два Волхва от Ярославля, глаголюще: яко мы свемы, кто обилие держит. И идоста по Волзе и приидоста в погост; ту лучшая жены наричуше, глаго¬люще: яко сия жито держит, а сия мед, а сия рыбу, а сия скору. И привожаху к ним сестры своя, и матерь, и жена своя; они же в мечте прорезоваша им за плечом, и выимаста любо жито, любо рыбу, любо белку. И убиша многи жены, имения их отнимаху за ся; и приидоста на Белоозеро; и бе у них иных людей триста. Случися приити от Святослава дань емлюще Яну сыну Вышатину, и поведаша ему Белозерцы, яко два Волхва пришли, и ужа многих по Волзе и по Шексне , погубили, и пришли еще семо. Ян же испыта, чьи есть смерди; и увидев же Ян яко князя его, и посла к ним, иже около его суть, и рече: выдайте Волхвов тех семо, яко смердиев князя моего и мои; они же сего не послушаша. Ян же сам пойде без оружия. И реша ему Я отроцы его: не ходи без оружия: иссоромотят тя. Он Я же повеле взять оружие отроком, беста бо с ним 12 отрок, и пойде с ними по лесу; они же сташа.Я испочнившеся противу. Яневи же идущу с топорком, 1 выступиша от них три мужа и приидоша к Яневи рекуще ему: видя, что идеши на смерть, не ходи. Яневи* же повелевшу бити я, к прочим же пойде; они же Я сунушася на Яна, един же грешись топором. Ян же* оборотя топор и ударя тыльем, повеле отроком своим Я сечи их; они же бегоша в лес; убиша же ту попинаЯ Янева. Ян же шед во град к Белозерцом, и рече им: ащеЯ неимете Волхвов тех, не иду от вас за лето. Белозерцы 1 же шедше, яша их и приведоша их к Яневи. И рече имЯ Ян: что ради толико погубиста человек? Онем же рекшим: яко ти держат обилие; да аще истребим сих,Я да будет гобина; и аще хощеши, пред тобою вымем J жито, или рыбу, или иное что. Ян же рече: поистинеЯ лжа то есть: сотворил есть Бог человека от земли, Я составлен костьми и жилами от крове и несть в нем I ничто же, но токмо Бог един весть. Они же глаголаста: 1 вемы, како есть сотворен человек. Ян же рече: како? 1 i Они же реста: Бог мывся в мовнице и, вспотев, отреся 1 ветхом, и сверже с небеси на землю; и распреся сатана 9 с Богом, кому в нем сотворити человека. И сотвори 1 диавол человека, а Бог душу в он вложил; тем же аще умрет человек, в землю идет тело, а душа к Богу идет, щ И рече им Ян: по истине прельстил есть вас бес. Коему 1 Богу веруете? И реша: Антихристу. Он же рече им, то 1 где есть? Они же рекоша: сидит в бездне. И рече им 1 Ян: то кий-то Бог сидит в бездне? той есть бес, а Бог 1 есть на небесех, седит на престоле славимый от ангел, Я иже предстоят ему со страхом, не могуще нан зрети, a J сих ангел свержен бысть за гордость с небеси, его же 1 вы глаголете Антихриста, и есть в бездне, яко же вы 1 того глаголете, ждуще, егда снидет Бог с небеси, сего | Антихриста ем, свяжет узами, и посадит в огне вечнем ? с слугами его, иже к нему веруют; вам же и зде прияти 1 мука у меня и по смерти тамо. Онем же глаголющим: | наши бози поведают—не можеши нам сделать ничесо I же. Он же рече им: лжут вам бози ваши. Они же реша: 1 нам стати пред Святославом в Киеве, а ты нам не можеши сотворить ничесо же. Ян же повеле бити их и торгати брады их. Сим Же биенным и поторганным, рече им Ян: что вам бози ваши скажут? Онем же глаголющим: стати нам пред Святославом. И повеле Ян клёп вложити во уста их, и привязать их ко упругу, и спустити пред собою в лодьи, а сам за ними пойде и сташа на усть Шексны. И рече им Ян: что вам бози ваши поведают? Они же реша: тако молвят бози наши — не быти нам живым от тебя. И рече им Ян: то вам право поведали. Они же рекоша: аще нас пустиши, много ти добра будет; аще ли нас погубиши, то многу печаль приимеши и зло. Ян же рече: аще вас пущу, то зло ми будет от Бога. И рече Ян к повозникам: аще кто у вас убиен бысть от сих? Одни же реша: у меня мати; а другие рече: у меня сестра, у меня жена. Ян же рече им: мстите своих. Они поимше их, биша и воз- весиша их на дуб, отместие приимше от Бога и о правде Яневи же идушу восвояси, в другую ж ночь медведь взлез угрызе их, и тако погибоша напущением бесовским. Инем ведуще и глаголюще: а своя погибели не сведуще; аще быста ведали, не бы пришли на место се, иде же ятыма быти има; аще и ята быста, почто глагоста: не умрете нама, оному мыслящу убити я. Но се есть бесовское наущение; беси бо не ведают мысли человеческия и тайны не сведуще; Бог же един весть помышления человеческия; беси бо не ведают ничто же; яко и се скажем о взоре их и о немощи и обморочении их. Ключися некоему Новгородцу приидти в Чудь, и прииде к кудеснику, хотя волхвований от него. Он же, по обычаю своему, хотя начата, и начат призывати бесы в храмину свою. Новгородец же той седе на пороге тоя храмины. Кудесник же лежаше, оцепенев и шибе им бес. Кудесник же встав, рече Новгородцу: бози не смеют приидти, нечто имаши на себе, его же боятся. Он же воспомяну на себе крест; и отшед, поставя крест, кроме храмины тоя. Он же начат призывати опять бесы; бесы же, метавше им, поведа- ша, чего ради пришел есть? По сем же начат вопроша- ти его, его же носит на себе креста. Он же рече: то есть знамение небесного Бога, его же наши бози боят¬ся. Он же рече: то каци суть бози ваши? да где живут? Он же рече: бози наши живут в безднах, суть же обра¬зом черны, и крылаты и хвосты имуще; восходят же и под небо, слушающе ваших Богов, ваши ж Боги на не¬бесех суть; да аще кто умрет от ваших людей, то воз¬носим есть на небо; аще ли кто от наших людей умрет, то носим есть к нашим богам в бездну, яко же бо есть и грешницы во аде ждуще муки вечные, а праведницы в небесных жилищах водворяются со ангелы. Сице бо есть бесовская сила и лепота и немощь, тем же прельщают человеки, веляще им глаголати видения, являющеся им, несвершенным верою, во сне, инем в мечте, и тако волхвуют научением бесовским. Паче женами бесовская волшвления бывают; изкони бо бес их прельсти, а жена мужа, такожде в родех мнозех все жены волхвуют чародейством, и отравою и иными бесовскими бездми, но и мужи прельщены бывают невернии от бесов, яко же се в первые роды2. Предивно бысть в Полотске, в мечте бываше в нощи, стоняше тутно по улице, аки человецы рищуще беси. Аще кто вылязаше из хоромины, хотя видети, и уязвлен бываше невидимо от бесов язвою, и с того умираху, и не смеяху излазити из хором. И по сем во днех начата являтися на конех и не бе их видети самих, но коней их видети копыта, и тако уязвляху люди Полотския и их область, тем бо и человецы глаголаху: яко на яве биют Полочаны». В посланиях русских архипастырей находим ясные доказательства о распространении в простом народе тайных сказаний. Приводим некоторые указания. Митрополит Фотий в послании своем к новгородско¬му архиепископу Иоанну, в 1410 году, писал: «Учите, чтобы басней не слушали, лихих баб не приимали, ни узлов, ни примолвления, и где таковые лихие бабы находятся, учите их; чтобы престали». Новгородский архиепископ Геннадий в послании своем к Нифонту, епископу суздальскому, говорил: «Уже ныне наругаются христианству: вяжут кресты на вороны и на вороны... ворон летает, а крест на нем вязан, древян... а на вороне крест медян. Да привели ко мне попа, да диакона, а они крестьянину дали крест тельник: древо плакун, да на кресте вырезан ворон... а христианин, дей, с тех мест учал сохнути, да не много болел, да умер». В грамоте Мисаила, митрополита белогородского и обоянского, писанной в 1673 году, к Никодиму, архи-мандриту Курского Знаменского монастыря, сказано: «Да в городех же и уездах мужескаго и женскаго полу бывают чародеи и волхвованием своим и чародейством многих людей прельщают. Многие люди тех волхвов и чародеев в дом к себе, к малым детям и к больным младенцам призывают, а они всякое волхвование чинят, и от правоверия православных христиан отлучают». В Стоглаве, составленном Московским Собором 1551 года, написано: «Нецыи не прямо тяжутся, и поклепав крест целуют, на поли бьются, и кровь проливают, и в те поры Волхвы и Чародейники от бесовских научений пособие им творят, кудесы бьют, и во Аристотелевы врата и в Рафли смотрят, и по звездам и по ланитам глядают и смотрят дней и часов... и на те чарования надеясь, поклебца и ябедник не мирятся, и крест целуют, и на поли биются, и поклепав убивает... Злыя ереси, кто знает их и держится... рафли, Шестокрыл, Воронограй, Остромий, Зодей, Альманах, Звездочетьи, Аристотель, Аристотелевы вра¬та и иныя коби бесовския... тех всех еретических книг у себя бы не держали и не чли... В первый понедельник Петрова поста в рощи ходят и в наливках бесовские потехи деят... В Великий Четверг порану солому палят и кличут мертвых; некотории же невегласи попы в В. Ч. соль пред престол кладут и до четверга по велице дни там держат, и ту отдают на врачевание людям и скотом... По селом и волостем ходят лживые пророки, мужики и жонки, и девки и старыя бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и убиваются, а сказывают, что им являются Св. Пятница и Св. Анаста¬сия, и заповедают в среду и пяток ручнаго дела не делати и женам не прясти, и платья не мыти, и камения не разжигати».В 1552 году, в наказе, данном Берсеневу и Тютину за точным исполнением правил Московского Собора 1551 года, сказано: «К Волхвом бы и к Чародеем и к Звездочетцом волхвовати не ходили, и у поль бы (при судебных поединках) Чародеи не были» В Псковской летописи, под годом 1570 о докторе Елисее Бомелии, записано: «Прислаша Немцы к Иоан¬ну Немчина, лютого Волхва, нарицаемого Елисея, и бысть ему любим в приближении и положи на Царя страхование... и конечне был отвел Царя от веры; на Русских людей возложил Царю свирепство, а к Немцам на любовь преложи: понеже безбожнии узнали своими гаданьи, что было им до конца разоренным быти; того ради таковаго злаго еретика и прислаша к нему: понеже Русские люди прелестьни и падки на волхвование»8. В книге «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданной в Москве 1647 года, сказа¬но: «А на сказанные идольские меры и на ведомство не надеяться, и от оружия, и от проколотая, и от стрельбы не заговариваться, которое все от диавола есть». Царь Иоанн IV Васильевич, лишась первой своей супруги Анастасии, верил, что она померла от чародей-ства. Так он об этом говорил литовскому посланнику Воропаю, в 1572 году10; так об этом писал он и к Курбскому: «А с женою меня вы по что разлучили?»11 Курбский в своей истории Князя Великого Московско¬го пишет: «Тогда цареви жена умре: они (клеветники) пета аки бы очаровали ее мужи. Царь же, буйства
Еще о чародействе
Из книги "Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым (Русское чернокнижие) Издание А.С. Суворина С.-Петербург 1885 год"

Выбрать дату из календаря примет
Пишите письма... Copyright 2005 - Neptun8. All Rights Reserved