На главную
Форум
Чат
Flash - темы
Фотовыставка
Планетарий
Литература

Народные приметы       
ОБРЯД СВАДЬБЫ


ОБРЯД СВАДЬБЫ НА РУСИ
  
ВАЖНО!!! Прежде чем читать дальше приметы связанные со свадьбой и венчанием прочите ТУТ Позицию православной церкви к приметам во время обряда свадьбы и венчания, и к народным приметам и суевериям вообщеВАЖНО!!!


Итак начнем с того что свадьбе предшествовал длительный и сложный переговорный процесс . Сначала собирался семейный совет, потом следовала засылка, когда в дом невесты посылали так называемых пустосватов из ближайшей родни жениха, чтобы узнать, как относятся к предполагаемому браку в доме невесты. Затем наступало само сватовство, после которого будущий жених или кто-нибудь с его стороны ехал на смотрины невесты. Здесь гостей обязательно угощали, а невеста до пяти раз выходила к столу, каждый раз в новом наряде.
Родители невесты тоже ездили смотреть дом жениха, их визит тоже заканчивался застольем. Затем происходило рукобитье или сговор, зарученье и наконец запой или пропой, когда оговорив все условия невесту “пропивали”. Только после этого следовали венчанье и свадьба с княжьим столом, которым предшествовал мальчишник и девичник.
День сватовства выбирали специально : не ходили свататься в понедельник или вечером, а чтобы сватовство прошло удачно прибегали к разным хитростям. Например, сваты надевали разные сапоги или валенки, войдя в дом невесты, за матицу не заходили садились на продольную лавку под полатями. Если сватовство завершалось успешно назначали день рукобитья, во время которого родители парня и девушки били по рукам, но не голыми руками, а натянув на ладонь рукав или обернув руку полой шубы, иначе молодые всю жизнь проживут бедно.
Заключительным актом сговора было взаимное угощение вином или пивом. “Выпить” – означало решить дело окончательно и бесповоротно. Это угощение становилось настоящим ритуальным действом. На столе появлялась большая чаша в которую приехавшие гости выливали вино. Старший со стороны жениха зачерпывал его и раздавал всем по старшинству со стороны невесты. Затем уже ее отец угощал всех пришедших из дома жениха. Причем каждый раз он должен был выпить из чарки первым. Отказ жениха или невесты после этих обрядов был крайне нежелателен.
С этого же времени в доме жениха и невесты начали готовиться к свадьбе – варить пиво. На свадебное пиво загадывали – если пиво сварится удачно, то жизнь молодых будет счастливой. Пиво приготовленное к свадьбе до совершения брака не давали пить посторонним, чтобы те не испортили жизнь молодым. После сватанья невесту называли сговоренкой а парня женихом. Именно с этого момента невеста начинала причитать. Причетами и песням все девушки учились с детства от старших. Песни и причитания передавали тревогу и беспокойство невесты за будущую жизнь. В своих первых причитаниях сговоренка просила отца : Не засвечивай да свечки Божьей, Ты родимый батюшка, Не ходи к дубову столу, Не принимай золотой чары, Ты не пей зелена вина.
Невеста постоянно обращается то к отцу – красну солнышку, то к матери, упрекая их что они отдали в чужую семью на чужую сторону.
Почти каждый день до свадьбы жених навещал невесту в ее доме. В качестве подарков он приносил сладости – сладкий пирог с вензелем невесты, пряники, конфеты.
Накануне свадьбы устраивали мальчишник и девичник. Это был последний день и последняя ночь пребывания невесты в доме родителей. Она прощалась с домом, с подругами, с вольной девичьей жизнью с девичьей красотой. В зависимости от местной традиции в роли красоты могло выступать дерево, лента, девичья повязка, коса. Во многих районах в день девичника топили баню, где невеста мылась со своими подругами. После бани звучало много песен и причитаний о расставании с девичьей красотой.
По нормам деревенской и городской жизни одного церковного венчания было недостаточно. Брак считался совершенным после проведения традиционного свадебного обряда, во время которого новый семейный союз одобрялся родственниками, соседями, общиной. Венчаться было запрещено в периоды постов, Сырную (масленичную) неделю, а также в Пасхальные недели. Кроме того венчания не проводятв канун других праздников.
В день свадьбы утром в дом жениха съезжались его родственники и после распределения “свадебных обязанностей” ненадолго присаживались за стол, после чего отправлялись в дом невесты. С собой непременно брали угощение – брагу, пиво, пряники, пироги чтобы задобрить парней и девушек которые загораживали дорогу праздничной процессии и выкупить место жениха рядом с невестой за праздничным столом. Главным распорядителем свадебного торжества был дружко – женатый парень хорошо знающий весь обряд, бойкий на язык говорун. Ему помогал подружье или третьяк. Иногда таких помощников называли шаферами при женихе и невесте они обычно развлекали гостей. Старшим на свадьбе считался тысяцкий, обычно крестный отец жениха. Тысяцкий распоряжался свадебным поездом и всеми обрядами из денег выданных женихом оплачивал свадебные расходы и венчальные свечи. Все гости со стороны жениха назывались большие бояре со стороны невесты малые бояре, а новобрачных называли князем и княгиней. В доме невесты после благословения новобрачных родителями все перед дорогой в церковь рассаживались за столом при этом строго соблюдалось правило жених и невеста не садились в красный угол под иконы. Невеста ехала в церковь с расплетенной косой покрытая большим платком на котором был нашит крест (чтобы никто не сглазил). Свадебный поезд составлялся из нечетного числа поезжан среди них кроме жениха с невестой обязательно были тысяцкий дружки и несколько бояр. По дороге собравшаяся деревенская молодежь останавливала поезд преграждала путь требуя выкуп. Дружки угощали парней и девушек чтобы они освободили дорогу и ехали.
Во многих уголках России было принято сразу же после венчания переодевать невесту в церковный сторожке в наряд замужней женщины, заплетать волосы в две косы и определенным образом повязыватьповойник. Этот обряд мог называться как окрутить невесту.
Родители жениха встречали молодых вернувшихся с венчания на пороге с иконой и хлебом-солью, осыпали ячменем и хмелем, чтобы молодые жили богато и вечело. За столом молодые занимали уже место в красном углу. Немного посидев с гостями они уходили в горницу или чулан, где для них была приготовлена специальная еда. Когда молодые оставались вдвоем муж кормил жену свадебным пирогом испеченным в родительском доме, а она его своим пирогом.
Считалось что такая еда укрепит брачные узы. Когда приезжала родня жены, молодые снова выходилик гостям и празднование продолжалось. За столом молодым стоит пить из одного стакана, есть из одного блюда и отламывать хлеб от одного куска.
Приготовлением еды для праздника разрешено было только замужним женщинам. Раздача жаркого обычно заканчивалась поцелуем - мужчины поочередно вставали из за стола подходили к молодым принимали из рук юной жены рюмку водки выпивали, затем целовали молодых и одаривали мужа деньгами. Во времясвадебного ужина молодые сидели молча потупив глаза, вели себя скромно, степенно - ведь теперь они совсем уже взрослые люди. Ели и пили они тоже умеренно и когда толпы празднующих вели спать дружки давали им с собой свадебный пирог или холодную отварную курицу, пиво и иногда вино.
В подклети молодых ждало брачное ложе устланное ржаными снопами и накрытое мехами. Это тоже часть обряда - снопы символизируют благополучие в доме а меха - богатство. С этой ночи супружеская чета вступала в новую жизнь.Свадьба порой растягивалась на несколько дней один княжеский стол следовал за другим, гости пели и плясали уходили ночевать домой а на утро возвращались.
Если вас интересует сам обряд свадьбы, традиционные костюмы, игры на свадьбу, песни, прибаутки, тосты и прочее пишите на адрес neptun8@mail.ru - помогу по любому вопросу совершенно бесплатно.
Нажав сюда вы сможете прочесть про русский обычай приглашать колдуна на свадьбу
Свадебные приметы на Белореченской ГЭС.
Поляна невест в Лыткарино.
Выбрать дату из календаря примет
Юмористические приметы
Народные приметы на каждый день
Пишите письма... Copyright 2005 - Neptun8. All Rights Reserved